Новосибирск
  • Регистрация
  • Военторговская, 4/16
  • Новосибирский крематорий 430 м
3

Музей погребальной культуры зловеще расположился на территории крематория. Видимо, некоторые экспонаты для музея поставлялись именно из него.
Собираясь в Новосибирск, я составлял список мест, которые хотел посетить. Стоит ли говорить, что людей часто притягивают места, которые носят что-то из ряда вон выходящее для человеческого понимания. Наверное, человек, по природе любопытное существо, старается познать малоизведанное, малопонятное для него. В Новосибирске я планировал пробыть пару дней, грубо говоря, времени было не так много и пришлось пожертвовать другими достопримечательностями, чтобы доехать до отшиба, на котором расположился музей. Не знаю, что я ожидал в нем увидеть, быть может, тонкую грань между двумя мирами, неразрывно связанные между собой. "Ты серьезно?", - жена смотрела на меня, все еще надеясь, что это у меня черный юмор такой - во время отдыха посещать места погребальной культуры. Мы оба понимали, что после этого музея настроение будет подавленным и я заблаговременно придумал то, что должно было поднять нам его после.
И вот настало это утро, когда автобус должен был доставить меня в этот портал загробного мира. И все ужасы я ощутил еще до прибытия в музей. Здесь стоит освежить память и напомнить, что расположение у музея довольно отдаленное, добраться туда можно, насколько я понял, только на одно маршрутке. Газелька, рассчитанная на 12 сидячих мест, радостно вместила в себя 20 и упорно желала впустить еще кого-нибудь. Я и еще человек 5, которые стали превышением лимита по комплектации салона, ехали в позе каральки, неизвестно чем держась за сидения и ударяясь то головой, то спиной о крышу маршрутки, когда та подпрыгивала на кочках. "Никто выходить не хочет, видимо, все едут в музей", - подумал я. На выходе нас встретили шлагбаум и остеохондроз спины, появившийся от долгой езды в неестественной позе. Люди, ехавшие со мной, быстро разбежались в разные стороны, отчего я даже растерялся в местоположении самого музея. Но на дворе 21 век, у каждого человека есть телефон, иногда навигатор или 2гис. До входа в музей было метров 300, которые пролегали по аллее, украшенные цветами и лишь только один монумент говорил о том, что я двигался в правильном направлении. "Плюс пятьдесят рублей за съемку", - сказал администратор, увидев фотокамеру на моем плече. Мне хотелось взять экскурсовода, но он был занят. Знающие люди приезжали к определенному времени, чтобы сгруппироваться и вместе походить по музею. Уже потом, когда я пересекся с этой группой и послушал стиль экскурсии, я понял, что судьба уберегла меня от этого. Нет, я не могу сказать ничего плохого об экскурсоводе или фактах, которая она излагала, но это больше походило на школьное посещение музея, когда мы кучкой ходили и отвечали на вопросы, задаваемые экскурсоводом или учителем. Мысленно представив себя в этой группе, я перенесся в двухтысячные года, когда был еще маленьким. Но сегодня весь музей был открыт для меня одного. Я был готов к познанию чего-то нового. Помещение для музея (а это был первый корпус) было небольшое, экспонатов было явно больше, чем места для них. Также я не увидел хоть сколько-нибудь логичного расположения, все было вперемешку: траурные наряды, картины, могильные плиты, игрушечные сценки, какие-то статуэтки ангелов, чей-то прах, амфоры... Ощущение, что главной задачей было собрать как можно большее количество экспонатов. Я ожидал чувства легкого страха, чувства, будто сама смерть пытается рассказать мне о себе. "Игрушечный скелет на велосипеде, вы серьезно?", - в конце первого зала была пара фигурок, которая заставляла задуматься о цели их пребывания здесь. Видимо, они носили шуточный характер, высмеивая все предрассудки людей и давая им возможность расслабиться. Интересный ход в погребальной культуре. Неожиданно я увидел лестницу, которая вела на второй этаж. Здесь уже было интереснее, экспонаты были меньше и располагались в определенной последовательности. Они были ближе к тому, что я ожидал увидеть в "Музее погребальной культуры". Особый отпечаток сделали украшения из волос умерших, чтобы они всегда оставались рядом с близкими. Меня это коробило. Еще один зал был сделан для игрушечных постановок, где были представлены катафалки разных лет и видов, которые меня мало интересовали и я прошел в последнее помещение, где была сделана сценка вскрытия человека и лежали операционные инструменты. И все бы ничего, если бы рядом не находилась витрина с кучей игрушечных черепов: со стразами, рогами, череп-телефон. Видимо, опять для разрядки напряженной атмосферы. Первый корпус я покидал с двойственными чувствами, с одной стороны, здесь было много "тяжелого" для людей того времени, с другой стороны, все это воспроизведение носило несерьезный характер. Лишь картины были пропитаны глубоким смыслом, который интересно было пытаться понять. Я икренне надеялся, что второй корпус станет для меня отдушиной, что здесь я погружусь во всю атмосферу траура. Надежды начали рушиться еще до того, как я вошел в дверь - перед входом лежала игрушечная лодка больших размеров, видимо, репродукция лодки Харона со слов очевидцев. Смелый шаг музея на большую репродукцию. "Это что, гроб в виде русалки?", - цветное исполнение этого гроба сбивало с толку. Я мельком окинул помещение, которое больше походило на кинозал с большим количеством стульев. "Музей показывает фильмы ужасов и проводит чаепитие среди гробов", - прочитал я один из отзывов. Да, именно на это и было похоже это помещение, по периметру которого, наконец-то, были представлены экспонаты из других культур, а не только российской. Но, как и большинство своих предшественников, складывалось ощущение, что куплены они были на распродажах ebay и никакой нагрузки в себе не несли. Я вышел из музея, побродил по прилегающей территории, пофотографировал динозавров, волков и черепах, непонятно для чего здесь расположенных... Видимо, для детей здесь было возведено что-то вроде детской площадки. Впереди меня ждал главный ужас - поездка на маленькой маршрутке в обратную сторону.

  • 8
  • 0

3 комментария

  • Лишь пытаюсь передать свои впечатления ;)

    Ответить
  • Спасибо за отзыв) "Игрушечные черепа" - продолжение экспозиции "Смерть в современном искусстве", "череп" - один из самых популярных символов смерти.
    Маршрутка до нас едет только эта и, как Вы заметили, люди, которые вышли вместе с Вами, пошли не в музей, а по домам. Поэтому такие ситуации и складываются, что в "час пик" едешь в переполненном транспорте)
    Второе здание музея - это концертный зал и там экспозиция меняется часто, т.к. происходит работа с пространством. У нас проходят разные мероприятия, о которых можно узнать в группе в Вк (http://vk.com/funeralmuseum)... и на сайте музея (http://musei-smerti.ru/)....

    Ответить