Новосибирск
  • Новосибирск, Красный проспект, 36
  • Площадь Ленина 210 м
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Своими глазами
Шум за сценой
Видишь оперного взгляд там, где НГАТОиБ – «НОВАТ»?

Что теперь?
Зря после обновления внутреннего убранства нашего оперного от зрителей не требуют обязательного наличия сменной обуви! И все пришедшие на спектакль разгуливают по красным ковровым дорожкам первого этажа и васильково-голубым второго в том, в чём вошли...

Показать целиком

Своими глазами
Шум за сценой
Видишь оперного взгляд там, где НГАТОиБ – «НОВАТ»?

Что теперь?
Зря после обновления внутреннего убранства нашего оперного от зрителей не требуют обязательного наличия сменной обуви! И все пришедшие на спектакль разгуливают по красным ковровым дорожкам первого этажа и васильково-голубым второго в том, в чём вошли с улицы. Прямо неудобно становится за попираемую ногами дворцовую красоту преображённого «НОВАТА»! Неизвестно, конечно, как отнеслась бы к подобному требованию руководства театра публика (и без того много копий за последний год сломано о переменах произошедших в новосибирском оперном). Но, между прочим, ещё полвека назад идти в «сибирский Колизей» со сменной обувью было совершенно естественно: валенки оставляли в гардеробе. Тех, у кого «сменки» не имелось, могли даже при наличии билета запросто не пустить в театр! Такое отношение царило к храму искусства.
Теперь, когда со сменой руководства, оперный поменял и наряд: с «винтажа» советского паркета и поблекшей патины стен, на «модерновый сюртук» современного царского стиля (чем консерваторы от Мельпомены очень недовольны), встретить здесь привычный театр по-прежнему очень легко. Достаточно пройти за кулисы. Там интерьер не тронут новоделом.
Служебный вход с правой стороны здания. Над головой охранника книжная полка. Буккроссинг. Ну, где ещё читать, как не в оперном – «месте интеллектуальной силы»?! Так и представляется худышка-балерина выпархивающая с работы с очередной книжкой взятой тут же, в безвозмездном обменнике… Дальше – лабиринт коридоров. «Нитью Ариадны» для непосвящённого становятся запахи и звуки. Стук молотков? Рабочие собирают декорации к балету «Дон Кихот». На происходящее в столярном цехе сморишь с высоты примерно третьего этажа. Пространства в театре огромны и никого не смущают.
Стрекочут швейные машинки? Мастерицы шьют костюмы, колдуют над балетными пачками. Кстати, не споткнёмся о гигантские «консервные банки» метровой стопкой выставленные в коридоре! Это круглые железные «чемоданы» как раз для перевозки балетных пачек на гастролях. Не знающий ни за что не догадается!
Громадная зала - мастерская великана-живописца – художественно-декорационный цех театра. В волнах ткани утопают две девушки. Сшивают задник сцены из сотни метров. А скоро художники откроют эскизы, возьмут в руки похожие на малярные кисти …и нарисуют родные просторы Сервантеса. Его герой - рыцарь без страха и упрёка отправится в своё знаменитое путешествие. А зритель поверит, что всё это настоящее…
Ещё несколько долгих поворотов между чем-то звучащих, шуршащих и топающих залов. Мы всё ближе к месту, от одной мысли о котором замирают сердца самых прославленных певцов и танцоров страны. Сцена НГАТОиБ была и остаётся драгоценной наградой для каждого ступившего на неё артиста. Хранит голоса именитых оперных певцов и лёгкую поступь неподражаемых танцоров с мировыми именами.
А ещё сохраняет всё своё убранство. Немногие театры могут позволить себе роскошь не расставаться с декорациями к постановкам. Их приходится перевозить в другие помещения: иначе артистам некуда будет ступить. Но наш оперный ни таков. Здесь площадей хватает. В их изобилии скромно «сжимаются» гигантские торты-муляжи из «Щелкунчика». Обогнул сладости – пожалуйста, стальные рыцари из «Чиполлино». Припаркована машина из «Кармен». На совсем-совсем задворках – крест. Всё, что осталось от снятого с репертуара скандального «Тангейзера». Стальная клетка – не реквизит. Пристанище тигрицы Шакиры. Четвероногая артистка участвует в обновлённом «Спартаке». На каждый показ её спецрейсом доставляют из Петербурга. В этой клетке в Новосибирске ночует. Бродить по лабиринтам декораций можно бесконечно, как в сказке! Но они меркнут перед возможностью оказаться на сцене «НОВАТА». Если бывают моменты из разряда «один раз в жизни» - этот точно из их числа! Особенно, когда ты – не артист…
Глянуть на багряный от бархата кресел зрительный зал со сцены самого большого театра России, вдохнуть необыкновенный запах его кулис, можно. С недавних пор появились экскурсии «За кулисами оперного театра». 500 рублей, если судить по интернет-прайсу. И даже один час, проведённый в этих стенах, даёт человеку больше, чем 10 лет дома. Больше понимания людей из великой эпохи, сумевших в суровые времена создать сокровище, навсегда ставшее душою Новосибирска. Проверено.
Как это было?
У каждой великой эпохи – свои неповторимые символы. Здание Новосибирского оперного театра – застывшая в камне горделивая мечта советского человека, в создании которой бывший «никем» превратился творца, отвергшего невозможное. Только такому максималисту духа могла придти в голову шальная (во всяком случае, по сегодняшним меркам!) мысль в голодные и неустроенные 30-е годы прошлого столетия развернуть в главном городе Сибири дерзновенный новострой. Цель проекта соответствовала духу эпохи – театр виделся наиболее доступным орудием пропаганды идей социализма. Самое большое и поныне театральное здание России (и Европы!) росло 15 лет, без стеснения опередив по масштабу даже Большой театр Москвы.
Впрочем, никаких иллюзий суперблагополучного прошлого. Рождался «сибирский Коллизей» в муках, как обряд магической инициации уготованных многим великим мира сего. Денег у едва начинавшей крепчать страны Советов откровенно не хватало. Работавшие на стройке люди не получали зарплат и попросту разбредались в поисках более хлебных мест. Из-за отсутствия трудовых рук строительство регулярно замирало. Ни никогда не останавливалось. Воздух того времени состоял из великих идей. Дышать чем-то иным вдохновителям и организаторам начинания было невозможно.
Поэтому создавать на центральной площади Новосибирска начали невообразимое. Изначально наречённое Дворцом культуры и науки. Проект небывалый – здание должно было вместить планетарий, музей, научно-исследовательский институт, цирк и много чего ещё. По задумке архитектора громадное сооружение могло мгновенно трансформироваться в арену циркового действа, пункт наблюдения за звёздами и даже обладать собственным бассейном для водных пантомим. А ещё стать так называемым «театром техники и реальной обстановки». Чтобы прямо с улицы перед сидящими тут зрителями вдруг появлялись колонны демонстрантов, автомобили, тракторы, экипажи, движущиеся на полной скорости.
Затея молодой страны Советов настолько поразила буржуазный мир, что в 1937 году проект Новосибирского оперного получил Золотую медаль архитектурной выставки в Париже. Правительство тут же распорядилось «сдать пятилетку в три года» и наконец, достроить исполина в рекордно короткие сроки. Но из указания ничего не вышло. Руководство работ уволили, а вскоре началась Великая Отечественная война. Сибирский исполин, полный оригинальных архитектурных решений, тоже приступил к обороне…
На хранение в Новосибирск привезли и тысячи музейных экспонатов. В ещё недостроенном здании театра оперы и балета разместились экспонаты государственных музеев Москвы, Ленинграда, Смоленска, Новгорода, Севастополя и других городов. Специализированный военный эшелон доставил в Новосибирск 12 000 картин и скульптур из Государственной Третьяковской галереи. Огромные ящики ввозили на лошадях в здание строящегося оперного театра в течение месяца.
В театре не было нужных условий для хранения музейных ценностей. Их создавали из подручных материалов. Например, для поддержания необходимой влажности ставили вёдра с водой, развешивали мокрые простыни. А для необходимой температуры Министерство обороны распорядилось ежедневно выделять вагон угля для отопления.
В Новосибирске спасли легендарную панораму обороны Севастополя в русско-турецкой войне, которую вывезли из уже осаждённого города на военном корабле. В нескольких местах огромное полотно было прожжено. И реставраторы из Третьяковской галереи в сложных условиях хранения спасли от дальнейшего разрушения 86 сохранившихся фрагментов картины. Консервацию проводили составом на основе мёда и яиц, которые выделил обком партии. В хранилище были организованы дежурства, контрольные вскрытия ящиков, обследования произведений. Не прекращалась и научно-исследовательская деятельность. За время хранения бесценных сокровищ в театре не произошло ни одного ЧП.
В то же самое время в здании было установлено эвакуированное оборудование и налажено производство гранат и миномётов для фронта.
Музейные экспонаты не лежали без дела. Регулярно организовывались выставки бесценных коллекций Эрмитажа, Третьяковки, других музеев.
Для зрителей Новосибирский оперный открылся с Победой. 12 мая 1945 года здесь состоялось первое представление – опера Иван Сусанин. Нынче, 71-ю годовщину, «НОВАТ» (с 2015-го НГАТОиБ получил эту аббревиатуру) отпраздновал балетом «Корсар».
Кстати
Что означает аббревиатура «НОВАТ»? Создатели предлагают расшифровывать её как «Новосибирский Академический Театр». Или по-другому. В зависимости от вашей фантазии.
Историческая часть текста подготовлена на основе открытых интернет-источников.

  • 0

5 комментариев

Реклама не загрузилась