Новый акрополь

Культурный центр
  • Новосибирск, Депутатская, 48 — 19 офис; 7 этаж
  • Площадь Ленина 500 м
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Посетил вчера лекцию "Легендариум профессора Толкина", которую вёл Дмитрий Петров при поддержке Марины Заболоцкой. "Новый Акрополь" заявлен как философская школа, ведущая "практическую работу" в том числе и в сфере "педагогики и науки". Я сам профессионально занимаюсь научным и творческим наследием английского учёного уже тридцать лет, читаю...

Показать целиком

Посетил вчера лекцию "Легендариум профессора Толкина", которую вёл Дмитрий Петров при поддержке Марины Заболоцкой. "Новый Акрополь" заявлен как философская школа, ведущая "практическую работу" в том числе и в сфере "педагогики и науки". Я сам профессионально занимаюсь научным и творческим наследием английского учёного уже тридцать лет, читаю просветительские лекции и работаю с молодёжью, а потому было интересно познакомиться с теми, кто любит и ценит Толкина и его книги.

Увы, "лекция" не соответствовала заявленной теме, поскольку о Легендариуме не было сказано ни слова. Не прозвучали названия основных произведений Толкина - "Истории Средиземья", "Неоконченных сказаний", "Истории Хоббита", не был упомянут журнал "Parma Eldalamberon", где публикуются неизданные рукописи профессора, не была представлена хронология творческого процесса и эволюция основных концепций.

Первую половину "лекции" можно было смело опустить, поскольку она состояла из мало связанных между собой фрагментов Толкиновской биографии, зачастую повторяемых по нескольку раз, и отвлечённых рассуждений эзотерического характера, не имеющих отношения ни к науке, ни к педагогике. Зато ничего не было сказано о прямой связи профессиональной деятельности Толкина с его творчеством и о долгой кропотливой работе по разработке языков и создании на их основе текстов. Явно звучала мысль о неком "наитии свыше" со ссылками на идеалистическую философию Платона, что прямо противоречит конкретному материалу, который мы можем найти в Толкиновских рукописях: абсолютно сознательной и вполне материальной работе со словом.

Удивило и противопоставление Толкина писателям-классикам по признаку "правдивости и отражению высших ценностей". Не знаю, какое образование у Дмитрия Александровича, но Марина Владимировна, позиционируемая как "автор публикаций в журналах и электронных изданиях по искусству и культуре, философии и истории, педагогики и воспитанию" (© Самопознание.ру) явно не в курсе, что именно классическая литература и несёт в себе отражение жизненной правды и высших ценностей". Как оказалось, ей не знакомо и простое определение классики как актуального прошлого.

Во второй части лекции стоит отметить правильное замечание о том, что источником образа Кольца для Толкина послужила притча о кольце Гига из "Государства Платона". Впрочем, об этом сейчас пишут и в интернете. А вот символические трактовки "Властелина Колец" и "Хоббита" носили поверхностный характер и прямо цитировались из книги "Властелин Колец" как философия". Видно, что выступающие не знакомы даже с классической монографией Т. Шиппи "Дорога в Средиземье".

В "лекцию" плавно вплетались эзотерические и прямо мистические идеи, в том числе и довольно странная мысль о том, что надо сохранять детскую непосредственность и веру неким "Учителям" вплоть до веры в Деда Мороза. Подобные тезисы, применённые в жизни катастрофически снижают критическое мышление, а кроме того дают превратное представление о детях, у которых доверчивость и наивность обусловлена недостатком опыта и знаний, что в современных условиях может иметь катастрофические последствия для человека. А главное, это противоречит идеям самого Толкина, у которого уход Эльфов, исчезновение магии и наступление владычества Людей как раз и знаменует взросление и расставание с детской наивностью и необоснованной верой в чудеса.

Кстати, удивило ещё и то, что попытки задавать вопросы и приводить конкретные примеры из текстов Толкина воспринимались Мариной Владимировной крайне негативно. Дмитрий Александрович в этом отношении был более лоялен, постоянно призывая аудиторию размышлять и высказывать своё мнение.

Подводя итог, можно сказать, что данное мероприятие не имело особого отношения к Толкину, и совсем не имело отношение к науке и философии. По стилю оно больше напоминало проповедь, замаскированную под доверительную беседу. Ну а мистика, эзотерика и откровенно идеалистические философские утверждения, не имеющие ничего общего с реальностью, были представлены в полном объёме.

Остаётся пожелать слушателям и всем интересующимся иметь на плечах собственную голову и побольше читать - для этого есть библиотеки, ибо тот, кто ничего не знает, всему верит.

  • 0
  • Подписаться на комментарии
  • Пожаловаться модератору
  • Добавить в друзья

Нет комментариев

Загрузка рекламы